НЕИСТОВАЯ КАРМЕН АМАЙЯ "Что такое жизнь? - Это учтивый охранник на земле, и акулы в море!" ( Кармен Амайя) Кармен Амайя, одна из важнейших фигур в истории фламенко, чьи танец, страсть, искусство и колдовская притягательность вознесли миф о фламенко на самую вершину. Среди ярых поклонников значились Орсон Уэллс, Марлон Брандо, Фред Астер, Чарли Чаплин и Грета Гарбо. Исполнительница фламенко Пилар Лопес вспоминает о первом впечатлении, которое на нее произвел танец Кармен в Нью-Йорке: "Был ли это танец женщины или мужчины - не важно. Её танец был уникален! Она выступала в платье, но танец при этом выглядел сильным и огненным, словно его исполнял мужчина, и невозможно было поверить, что на сцене женщина. Но когда Кармен надевала узкие брюки, блузку и приталенную жилетку, её чёрные волосы, убранные в тугой пучок с сиянием золота, туфли на семисантиметровом каблуке, прекрасное лицо, выражающее боль, оставались олицетворением женственности во время исполнения мужских танцев. Алегрия, которую она демонстрировала в течение двадцати лет, была прямым тому доказательством." Она родилась в бараке из соломы, в квартале Соморростро. Её отец, Франсиско Амайя ("Эль Чино"), был гитаристом. Он без особого разбора переезжал из одной таверны в другую, которые всегда работали допоздна и где всегда было много народу и кислого вина. Однажды, когда Кармен было чуть меньше четырех лет, отец взял с собой худенькую девочку с цыганской внешностью в одну из таких таверн, для того чтобы дочь помогала ему зарабатывать деньги. Мужчина играл на гитаре, а девочка пела и танцевала. После выступления девочка проходила со шляпой в руках по кругу, а иногда они просто подбирали монетки, которые им кидали прямо на землю во время представления. Франсиско и Кармен также подрабатывали в небольших театрах. Увидев выступление маленькой Кармен, умный и смекалистый импресарио одного известного варьете направил девочку на обучение к именитому педагогу в Испанский Театр в Барселоне. Так началось профессиональное становление великой танцовщицы Кармен. К сожалению, она не могла работать легально, так как не достигла ещё совершеннолетия, а это означало постоянное напряжение, связанное с неспокойными, иногда авантюрными укрытиями от полиции. В это время, в 1929 году, когда в Барселоне проходила Интернациональная выставка, её имя впервые появилось в прессе. Этим она обязана колкому на высказывания критику В 1931 году журналист Себастья Гаш, писавший хроники барселонских ночей и специализировавшийся на фламенко, открыл читателям искусство маленькой цыганочки, завораживающей зрителей своими танцами, в журнале "Mirador": "Представьте маленькую цыганскую девочку четырнадцати лет, сидящую вначале представления на стуле. Карменсита казалась мёртвой, словно статуя, надменной и величественной, с неописуемым благородством, но одновременно закрытой от внешнего мира, отсутствующей, игнорирующей всё, что вокруг неё, - она была одна в своём мире, в котором с потрясающим отношением к исполняемому позволяла своей душе быть недосягаемой. И вдруг - прыжок, и маленькая цыганочка уже танцует! Это неописуемо. Клянусь, это танец чистейшей души. Чувства, дающие вспышку. Движения, отделяющие человека от настоящего ангела. Так превращала она жизнь в геометрию". Винсенте Эскудеро, увидев её танец, заявил: "Эта цыганочка сделает революцию в танце фламенко, потому что в ее исполнении сочетаются два великих стиля, выполненных гениально: многолетний, старый стиль с характерными плавными движениями от поясницы до головы, который она исполняла с невесомыми движениями рук и редкостным огоньком в глазах; и будоражащий стиль с энергичными, безумными по скорости и силе движениями ног". Успех сопутствовал везде, где выступала Кармен и, разумеется, установление Второй Республики ознаменовало собой положительные изменения для всей семьи Кармен: о ней начали говорить журналисты, её гонорары увеличивались и им, наконец, удалось оставить барак на пляже и переехать в квартиру на улице Тапиас в Китайском квартале. В 1935 году импресарио Карсейе пригласил её на работу в театр "Колизей" в Мадрид. Возможно, именно с этого периода началось всенародное признание таланта Кармен. В то же время и кино заговорило о её искусстве. Хуан Симон снял небольшой видеофильм при участии великой звезды того времени Анхелио. В эти же годы Федерико Гарсия Лорка начинает активно культивировать фламенко, читает свои поэтические лекции о фламенко в латиноамериканском континенте, Мексике, Кубе. Ему помогает известная танцовщица Архентинита (La Argentinita) в качестве "музыкальной иллюстрции". В 1929 (по другим данным в 1931) году Архентинита и Лорка записали на граммофонные пластинки двенадцать испанских народных песен, собранных и обработанных поэтом. Эти записи интересны тем, что Лорка выступил в качестве аккомпаниатора (мастерски владел гитарой и фортепьяно). Любители, конечно, знают альбом Пако де Лусии "Двенадцать песен для гитары". Они самые и есть. Вам будет интересно узнать, что Кармен Амайя "связала" своим талантом многих известных людей. Так, уже позднее (1945), для спектакля "Кафе де Чинитас", поставленной труппой Архетиниты на стихи и музыку Лорки , декорации сделал Сальвадор Дали, в женщине-гитаре зритель сразу узнает Кармен Амайю. 1936 год - год прихода к власти генерала Франко, пришло время оставлять страну. В этом году вместе со своей семьей Кармен отправилась в Буэнос Айрес, где её танцы вызвали такой фурор, особенно в Театре "Maravillas" (Чудеса), что она продлила свои выступления на весь год. Успех в Буэнос-Айресе положил начало её гастролям по всей Латинской Америке: Уругваю, Чили, Перу, Бразилии, Колумбии, Эквадору, Венесуэле, Доминиканской Республике, Кубе и Мексике. Альфредо Маньяс писал: "Это было эпическое путешествие, полное приключений и препятствий. В этот период, Кармен покорила абсолютно все страны Латинской Америки." Cвое отношение к успеху она выразила в одной символической фразе: "Что такое жизнь? Это учтивый охранник на земле, и акулы в море!" В это время, Кармен начинает работать с одним из лучших гитаристов фламенко - Сабикасом, с которым они встретились в Буэнос- Айресе. Сабикас, удивительный гитарист фламенко, в мире гитары известен тем, что создал музыку намного более богатую, гораздо более сложную и прекрасную, чем музыка его предшественников - гитаристов фламенко. Это была настоящая революция в мире фламенко, в свое время поразившая специалистов. В музыкальном мире он стал легендой еще при жизни. Про него писали, что его музыка лилась стремительным потоком и всегда звучала, как чистая импровизация. В течение семи лет, в Америке, Сабикас и Кармен ходили в образе жениха и невесты, пока судьба не разлучила их в Мексике. Когда затрагивалась эта тема, Кармен выглядела немного смущённой: "Я его уважала. Он был влюблен в меня. Он просил моей руки у отца, и на этом всё закончилось. Потому что мой отец заплакал, после сделанного Сабикасом предложения. Он считал, что потеряет свою дочь Кармен, согласившись на их союз. Мои родители, всегда были самыми близкими для меня, и стояли на первом месте во всём мире! И до того случая, я никогда не видела слёз в глазах отца!!!" Но история умалчивает настоящую причину невозможности их союза, зато музыкальный союз был оглушительный: вместе с Сабикасом и со своим ансамблем в июне 1941 году Кармен записала "Flamencan Songs and Dances" (Песни и танцы фламенко) I и II для дискографии "Decca". В январе 1942 года она дебютировала на большой сцене нью-йоркского "Карнеги-холла" вместе с Антонио Трианой (знаменитый танцовщик и хореограф, его могли видеть в фильме "Снега Килиманджаро" в роли танцовщика), а в 1943 году была приглашена танцевать на Балл по случаю дня рождения президента (благотворительное мероприятие, организуемое на каждый день рождения президента Ф.Д. Рузвельта). В этом же году она представила на суд 20 000 зрителей огромного "Hollywood Bowl" в Лос-Анжелесе свою интерпретацию "El Amor Brujo" (Колдовская любовь) и воспользовалась этой возможностью, чтобы записать свои танцы для фильмов "Knickerbocker Holiday" (1944), "Follow the Boys" (1944) и "See My Lawyer" (1945). В Испанию Кармен вернулась в 1947 году, спустя одиннадцать лет, будучи уже артисткой с мировым именем. Организовав премьеру "Embrujo Español" в мадридском Театре "Мадрид", она затем продолжила выступления в различных городах Испании, таких как Вальядолид, Самора и Севилья. В Барселоне премьера состоялась в декабре того же года и пресса уделила спектаклю особое внимание в виде содержательных статей Себастья Гаша и Нестора Лухана, опубликованных с престижной газете "Destino". ..... Долгие годы, проведённые в Америке, позволили ей, не только неправдоподобно развить своё искусство, но и сделать его недосягаемой легендой!!! Как и у любой звезды, у Кармен были свои недоброжелатели, но слухи, распространяемые ими, едва ли были правдой!.. Огромное количество невероятных историй о ней, повествовавших о её удивительной персоне, начали кружить по всему миру. Её танец был самым "огненным танцем фламенко" который когда-либо существовал на сцене. Её искусство было наполнено сильнейшей страстью. Невероятно длинный хвост её платья был, как кнут прямой и непоколебимый, после исполнения сложнейшего поворота! Её сильные руки, которые, словно змеи, извивались над головой, вели её тело в наисложнейший, безумной красоты, ломаный поворот! У неё был очаровательный характер, который прельщал всех, кто когда-либо вступал с ней в контакт. Она была очень великодушна. Однажды, в интервью для одной из газет, она сказала: "Нет, правда в том, что когда я была маленькой девочкой, у меня никогда не было карманных денег, и это сильно беспокоило меня. И я не верила, и не верю, что когда-нибудь вернусь домой с большими деньгами. Но в мире существует фортуна, и если я достаточно удачна, и всё-таки смогу заработать их, я отдам деньги первому встречному, кто будет нуждаться в этом, кто меня попросит об этом..." Кармен Амайя встречала многих влиятельных людей во время ее поездки по Америке. Она была несколько раз в Голливуде, снялась в нескольких фильмах. Самые выдающиеся деятели культуры и искусства, кино и музыки, того времени, часто приходили на представления, чтобы видеть её танец. Однажды, итальянский дирижер Тосканини отложил репетицию своего оркестра, чтобы побывать на таком спектакле и увидеть её танец. После концерта, он вошёл в её гримёрку, и, выражая своё восхищение, сказал: "В своей жизни не видел артистку с большим огнём, чем Вы!!!." Кармен Амайя с Салвадором Дали и Галой, 1943г. Кармен и Марлон Брандо "Я не видел большего огня! это всё что, я могу сказать! Вспоминаю женщину в брюках, танцующую, одну, в центре сцены, а вокруг неё вся её цыганская группа, которые кричат и хлопают ей, поддерживая её танец, словно выстрелы пистолетов и ружей. Она была словно пламя в печи, извивающееся, потрескивающее, меняющее цвет, полное накала страсти. И это пленяло, настолько, что увиденное никого не могла оставить равнодушным! Для меня её танец был воинственным, опасным, и привлекательным, в одно и тоже время! Её бесшумная работа ног, была невероятно легка и точна, и в то же время, она могла создавать превосходные, чёткие удары!" - говорил , писатель Бойс, автор книги о эмоциональном состоянии исполнителей на сцене, о демонстрации своего внутреннего мира путём танца, посетил концерт Кармен. Горящая, огненная, она будоражила зрительные залы. Каждый фрагмент её танца, заканчивался секундной паузой, после которой зал взрывался аплодисментами, находясь в восхищении от увиденного! В 1952 году Кармен Амайя вышла замуж за гитариста из своей группы, - Хуана Антонио Агуэрро, нецыгана, выходца из знаменитой и выдающейся семьи. И несомненно, это была удивительная история любви 15-ти дней, которая привела двух людей к венчанию. С момента замужества, под влиянием Хуана Антонио Агуэро, не умевшего сидеть на одном месте, труппа Кармен Амайи начала гастролировать по всей планете. Сложно проследить все её бесчисленные путешествия: Испания, Франция, Англия, США, Аргентина, Чили, Мексика, Венесуэла, Перу и т.д. Годы спустя, после свадьбы, её супруг заявил: "Говорят, у нас не было медового месяца, но уверяю вас, это не так! Наш медовый месяц длился с того момента, как мы поженились, и продолжался до того периода, когда Кармен умерла, через 11 лет." В 1959 году Кармен пережила один из счастливейших моментов в своей жизни: в Барселоне был открыт источник, которому дали её имя. Его открыли на дороге, которая пересекала квартал Соморростро, где прошло её детство, где она бегала босиком, когда была маленькой девочкой. Последние годы своей жизни Кармен жила в окружении людей, действительно близких ей, не для публики, а для тех, кто работал с ней и для неё! Кармен обладала удивительной энергией. Её ученик, Фернандо Кьёнес, вспоминает:"После окончания одного из её последних спектаклей, в Мадриде, она спросила меня: "Ну и как? Скажи мне, что-нибудь про мой танец!" И не успев ответить, я услышал . "Я не понимаю, что со мной происходит, я уже не та танцовщица." К этому времени, Кармен была уже тяжело больна, но продолжала утверждать, что танец лечит её, способствует выведению токсинов из её организма. Она снялась в огромном количестве фильмов, что сделало ее всемирно известной актрисой. Ее последний фильм "Los Tarantos" (Семья Тарантос), в котором она появилась с другой легендой фламенко Антонио Гадесом. Нужно было танцевать босой, при невыносимом холоде. После съёмок, она почувствовала, сильное ухудшение своего здоровья, но продолжала говорить: "Буду танцевать, пока смогу устоять на ногах." Но силы были на исходе, и вот в один из вечеров, в августе 1963, танцуя в нескольких шагах от публики, она обратилась к своему гитаристу: "Андрес, заканчиваем." Эта ночь вошла в сердца миллионов, как печально-волшебная. Великолепная и разрывающая душу ночь, когда в последний раз прозвучали аплодисменты, лучшей танцовщице в истории фламенко. (видео из последней картины, которую уже она не увидела) В конце своего повествования хочу показать знаменитое "Фанданго"!!! - из мексиканского фильма (1945г) "Цыганская страсть" - такое исполнение повторить пока не пришлось ни одному из последующих танцовщиков... В 1963 году в возрасте 50 лет, она умерла в своей родной Барселоне от почечной недостаточности. Лучшая артистка среди танцовщиц и лучшая танцовщица среди артисток” Орсон Уэллс “У Кармен есть на что посмотреть, чем восхититься… и чему поучиться” Фред Астер “Это вулкан который освещает всем великолепием испанской музыки” Чарли Чаплин “Это настоящая артистка, более того, уникальная артистка, потому что она неподражаема” Грета Гарбо “Кармен Амайя – это град на оконном стекле, крик ласточки, выкуренная мечтательницей сигара, буря аплодисментов…” Жан Кокто “Кармен Амайя излучает в своём танце уверенность. Нескладная, тощая, низкорослая, почти бесплотная, смуглая, с печатью трагедии и отстранённости на лице, с азиатскими скулами и огромными глазами, в которых горят предзнаменования…” Висенте Марреро https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post397519490

Теги других блогов: искусство фламенко Кармен Амайя